Совершивший преступление ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 2 ст. 213 УК РФ, ст. 212 УК РФ

Совершивший преступление ч.1 ст.131 УК РФ

Совершивший преступление ч.4 ст. 159 УК РФ

Осужденный к лишению свободы 6 лет 6 месяцев

Без вести пропавший

В Ростовской области найден мужчина

Одним из приоритетных направлений по противодействию экстремистской деятельности сегодня, является ограждение умов наших граждан от пагубных идей экстремистской деятельности. От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» нынешнего поколения, во много будет зависеть будущее нашей страны

Основные направления, формы и методы социальной работы с молодежью по профилактике экстремизма

Социальному специалисту сегодня отводится главенствующая роль, среди всей совокупности субъектов, занимающихся профилактикой экстремизма, поскольку сам этот процесс содержит в своей основе широкий социально-педагогический аспект. Социальный специалист, используя методы и формы работы с молодежью, занимает главенствующую роль в процессе развития гражданственности в молодежной среде.

Основные направления, формы и методы  социальной работы с молодежью  по профилактике экстремизма

Введение

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. Экстремизм, представляет собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

За последние 20 лет, получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, экстремизм становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.

Экстремизм, культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы материального и морального ущерба для общества.
Противодействие экстремистской деятельности, является одной из приоритетных задач государственных органов и общественных объединений.

1. Профилактика экстремизма

Невозможно понять экстремизм, если не понять его этическую сторону и мотивацию действий. В разных странах и в разные времена, было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм», единого определения на сегодняшний день не существует.

Экстремизм, часто бывает трудно увидеть и понять и поэтому, его следует определять, как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекие от общепринятых.
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.).
Экстремистская деятельность (экстремизм):

1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

2) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

4) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

8) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

9) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

12) организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основными видами экстремистской деятельности являются:

1) религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии (внутри конфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий;

2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3) религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

4) националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто - религиозного.

Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Религиозный фанатизм, это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников, это идеологическая основа экстремистской деятельности. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Фанатизм, оправдывает определенные ценности и нормы, заключающиеся в извращенной фантастической программе преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной социальной группы.

Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной или на псевдорелигиозной идеологической основе. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев, основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного.

Для того чтобы лучше уяснить специфику экстремистской идеологии, существуют характерные особенности безотносительно к конкретному содержанию. Можно выделить следующие характерные особенности экстремистской идеологии:

1) принудительное распространение ее принципов;

2) нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия;

3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;

5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;

6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

7) идея исключительной истинности именно данной идеологии, «комплекс абсолютной истинности»;

8) идея агрессивной нетерпимости по отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям;

9) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (неважно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию);

10) критическая оценка существующей социальной реальности, противопоставление идеала и наличной социальной реальности, осознаваемое и выражаемое в форме резкого конфликта между истинным идеалом и ложной реальностью;

11) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности);

12) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий;

13) фантастический социальный идеал (который практически не может быть реализован, а если будет осуществлена попытка его реализовать, это приведет к серьезной деформации общества);

14) иллюзорный, практически невыполнимый, слишком суровый и извращенный кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв;

15) авторитарное обоснование идеала (от лица сверхчеловека, вождя, пророка, Бога или от других мистических сил);

16) упрощенная форма изложения, в которой отсутствуют строгая логика, последовательные доказательства, развернутое теоретическое изложение и обоснование, а присутствует ограниченный, легко усваиваемый набор догм;

17) иллюзорное, примитивное, не соответствующее действительности представление о человеке, обществе и законах социального развития.

Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции. Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии.

Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

Экстремизм, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага – духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество.

Для привлечения в свои ряды граждан, экстремизм имеет определенные механизмы. На сегодняшний день, очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма.

Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека. Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента:

1) контроль организации над поведением;

2) контроль над их эмоциональной жизнью;

3) контроль над языком;

4) контроль над информацией.

Причины проявления экстремистской деятельности лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.

Экстремизм характерен для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением. Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.

Одним из факторов, способствующий возникновению экстремизма, как деятельность (умышленная или нет) некоторых общественных и публичных деятелей.

Причины возникновения экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

Из многочисленных причин возникновения экстремистской деятельности, можно выделить следующие особо значимые факторы:

1) экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде, он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее;

2) экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами;

3) экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности;

4) феномен экстремистской деятельности, характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности;

5) экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей;

6) люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности;

7) экстремистские действия навязывают обществу.

Стратегия по профилактике экстремистской деятельности направлена на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направления:

1) просвещение граждан по части культурного многообразия и единства жителей страны и мира, истории нетерпимости, геноцида и других преступлений, которые принес людям экстремизм;

2) образование, не только молодежи, но и взрослых, должно включать точную и подробную информацию об истории мировых геноцидов, антисемитских погромов и сталинских репрессий, но оно не должно позволять превращать прошлую коллективную травму в предмет сакрального значения и питать идеи реванша и «исправления прошлого» за счет новых несправедливостей;

3) общественный мониторинг экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, низовом уровне;

4) работа с молодежью, то есть специальные «молодежные программы», которые предусматривают проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы;

5) изоляция идеологов и первичных организаторов;

6) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

7) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;

8) проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных методов на формирование общепризнанных норм морали и человеческих ценностей, недопущения развития экстремистской деятельности в обществе и снижении ее уровня в тех местах, где он высок;

9) совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере профилактики экстремистской деятельности;

10) информационное, научно-методическое обеспечение мер по профилактике экстремистской деятельности в обществе;

11) уничтожение каналов распространения экстремисткой идеологии;

12) политика отказа в публичности;

13) контроль за распространением религиозных учений.

2. Система мер и средств профилактики экстремизма в молодежной среде

Профилактика экстремизма, это не стандартная профилактика преступности среди несовершеннолетних, так как, экстремизм, имеет разновидности и прежде всего, это идеологическая установка сознания молодежи, как правило не обусловленная жизненными трудностями.

Все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары.

Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время препровождения в кругу сверстников. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по, «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек, образующих сеть (молодежных экстремистских группировок), которые действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются для проведения групповых противоправных действий, объединяются в большие группы для проведения противоправных действий.

Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых
людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.), влекущая изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности), проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

Система мер и средств профилактики экстремизма в молодежной среде, это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, проявления экстремистских взглядов, действий в молодежной среде.

Профилактика экстремизма в молодежной среде, осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики:

1) общая профилактика экстремизма в молодежной среде - это форма общего воздействия на объекты профилактики;

2) индивидуальная профилактика экстремизма в молодежной среде - это форма индивидуального воздействия на конкретный объект профилактики, направленная на устранение неблагоприятных воздействий, которые могут привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению объекта, а также по его социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения им действий экстремистской направленности.

Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии общей профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде:

1) профилактика, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия будет реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска - альпинизм, спидвей, сноуборд, паркур и т.д. При этом происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое русло позитивной направленности;

2) профилактика, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными составляющими противовес субкультурам экстремистской направленности. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы предпочтения разных категорий молодежи.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней. Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде ориентированы на:

1) оптимизацию молодежной социальной среды (в целом), ее улучшение, создание в ней пространств, для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достигнутых результатов, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

2) формирование механизмов анализа молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

3) создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

4) разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Основные мероприятия профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде включают:

1) разработку и актуализацию в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;

2) создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

3) учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи;

4) активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем;

5) организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.).

6) разработка и проведение конкурса «Неформальные лидеры России», направленного на выявление, обучение и включение в общественно продуктивную деятельность лидеров неформальных молодежных объединений, групп, движений;

7) формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи;

8) создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

9) развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

10) создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний;

11) развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.

12) создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся;

13) строительство площадок для занятий молодежи экстремальными видами спорта; создание, развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона;

14) кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.
Профилактика экстремистской деятельности, невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодежной среде происходит на межнациональной и религиозной почве, которая в большинстве случаев исходит от национальных меньшинств.

Экстремистские проявления значительно проявляются в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в молодежной среде применяется следующая система мер:

1) повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде;

2) организовать в образовательных учреждениях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создать стенды антиэкстремистской направленности, активнее привлекать государственные органы к этой работе;

3) организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов;

4) установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа студентов, привлеченных к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности. Возможно также, что этот критерий должен учитываться при экспертизе показателей деятельности вузов для их государственной аккредитации;

5) разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы;

6) ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся;

7) в рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества;

8) внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации Северо - Кавказского федерального округа и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор:

9) ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами;

10) создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.

Важной составляющей профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде, является также диалог с молодежью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций.

Индивидуальная профилактика экстремизма в молодежной среде, включает в себя комплекс мероприятий, направленных:

1) психологическое и эмоциональное воздействие на объект профилактики;

2) сопровождение, мероприятия, направленные на вовлечение, развитие, заинтересованности объекта профилактики в перспективы нового пути с заменой сложившихся стереотипов и системой ценностей у объекта профилактики, на новые.

3. Основные направления, формы и методы социальной работы с молодежью по профилактике экстремизма

Социальная работа, это профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Социальному специалисту сегодня отводится главенствующая роль, среди всей совокупности субъектов, занимающихся профилактикой экстремизма, поскольку сам этот процесс содержит в своей основе широкий социально-педагогический аспект.

Социальный специалист, используя методы и формы работы с молодежью, занимает главенствующую роль в процессе развития гражданственности в молодежной среде.

Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем, необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.

В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц пребывающими в кризисном возрасте, лежит идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов, а также средовой подход, когда создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности.

Социальная работа с молодежью по профилактике экстремизма, направленна на:

1) воздействие на личность;

2) развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

3) разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности.

При организации социальной работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней, направленную на превентивные меры:

1) проведение мониторинга на выявление лиц, групп, склонных к проявлению экстремистской деятельности;

2) информирование молодежи об экстремизме и организациях экстремистского толка;

3) проведение профилактических мероприятий с молодежью подверженных влиянию экстремизму;

4) проведение профилактических мероприятий с молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;

5) проведение профилактических мероприятий с молодежью у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

Основными направлениями социальной работы с молодежью по профилактике экстремизма, являются:

1) профилактическая работа, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежной среды. В основе профилактической работы лежит комплексная деятельность по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер;

2) рациональное сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. В основе профилактики лежит средовой подход, когда создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации (при полном обеспечении этим СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию;

3) создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

4) создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

5) создание условий для повышения жизненных шансов молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

6) создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи;

7) воспитание и развитие общепринятого комплекса ценностей в обществе;

8) привлечение молодежи к общественным мероприятиям, к активному образу жизни, к обучению и другим мероприятиям, влияющим на формирование и развитие личности.

Основными формами социальной работы с молодежью по профилактике экстремизма, являются:

1) разработка и актуализация в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;

2) создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

3) активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем;

4) организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.).

5) формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи.

6) развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации.

7) создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний.

8) развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.

9) создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся;

10) специальные «молодежные программы» - в основе этой формы предусматривается проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы;

11) ведение диалога с молодежью - форма поиска истины и способа аргументации. Психологическая разгрузка;

12) развитии программ, альтернативной экстремистской - предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии. Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Рекомендуется создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд;

13) аффективное обучение - в основе этой формы лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.

Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этой форме, должны учить объект управлять рационально своими эмоциями. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы.

Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

Методами социальной работы с молодежью по профилактике экстремизма являются:

1. Создание специальных психолого-педагогических тренингов – метод активного обучения, направленного на развитие знаний, умений и навыков, социальных установок.

2. Психокоррекционная работа – метод ориентированный на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности молодежи, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

3. Тренинги устойчивости к социальному давлению - данный метод базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды. Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

4. Акции и проекты для информирования молодежи об экстремизме - данный метод является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме. В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

5. Поведенческая модификация – метод направленный на увеличение в поведении молодежи позитивного мышления и поведения. Одна из методик в поведенческой модификации – система поощрений, определенных заранее психотерапевтом, при которых пациент сам должен проявлять желание изменять свое поведение и образ мысли в позитивном ключе. Данный метод применяется при обсессивно-компульсивном расстройстве, гиперактивности (синдрома дефицита внимания), страхов и фобий др.

6. Влияние на социальные факторы молодежи - данный метод базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного метода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды. Наиболее популярными среди таких методов являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

Можно выделить четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1) предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий;

2) комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом);

3) поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.);

4) создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

Заключение

Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной основе или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного и поэтому, профилактика экстремизма в молодежной среде, должна проводится только комплексно, что позволит оптимизировать деятельность по профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями субъектов профилактики.

В своей работе, специалисту социальной работы, в работе с молодежью по профилактике экстремизма, необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем, необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность;

2) при организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь;

3) обязательное ведение диалога с молодежь в целях конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций;

4) разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения;

5) повышать роль молодежных общественных объединений в жизни вуза, школы, степень их влияния на процессы в молодежной среде, с целью формирования межнационального согласия среди молодежи;

6) разрабатывать и реализовывать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в молодежной среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.
00:26
558