МОО "ЦСГПЭД" МОО "ЦСГПЭД"

Субкультуры

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Субкультуры
Скачать:
subkultury.pdf 250 Кбскачан 325 раз
Общая часть
Как правило, когда люди говорят о субкультурах, они сваливают их все в один котел. Часто можно услышать фразы вроде: «Всевозможные готы, эмо, панки и так далее», то есть, в представлении людей, не знакомых с субкультурами, нет особой разницы между всеми субкультурами, тогда как для подростков такие фразы могут быть крайне оскорбительными. Для того чтобы понять, что такое субкультура, необходимо знать, когда и при каких условиях подросток (взрослые люди, все-таки, довольно редкие гости в таких компаниях) присоединяется к этой субкультуре.
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам.

Молодежных неформальных движений множество. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени и молодежь придумывает свой способ.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

1. Субкультуры, понятия и признаки

Субкультуры, это система значений, способов выражения или жизненных стилей, развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

По социально - правовому признаку неформальные движения разделяются на:
1) просоциальные, или социально - активные, с позитивной направленностью деятельности, такие как, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2) социально - пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, такие как, музыкальные и спортивные фанаты;
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Типы молодежных субкультур разделяется на:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);
2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
3) криминальные ("гопники", "люберы");
4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными;
5) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
6) с социальной позицией - экокультурные;
7) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
8) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

По направленности интересов молодежные объединения и группы классифицируются как:
1) связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура, увлечение современной молодежной музыкой;
2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;
3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;
4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;
5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;
6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;
7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;
8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;
9) элита: мажоры, рейверы;
10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;
11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;
12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты;
13) устремление к право порядковой деятельности;
14) активно занимающиеся определенными видами спорта;
15) около спортивные - различные фанаты;
16) философско-мистические;
17) защитники окружающей среды и др.

Все субкультуры зарождаются в небольших коллективах, объединенных какой-то общей идеей, имеющих схожие вкусы или убеждения. Постепенно количество увлеченных и просто интересующихся возрастает.

2. Причины увлечения несовершеннолетними субкультурами

К установлению обстоятельств и причин, что послужило поводом увлечения несовершеннолетнего субкультурой, необходимо к каждому подходить индивидуально, так как каждый несовершеннолетний, это индивидуум, со своим мировоззрением, ценностями и увлечениями, но, тем не менее, существуют основные общие причины и условия, при которых несовершеннолетний присоединяется к субкультурам.

Присоединение несовершеннолетнего к субкультурам происходит, как правило, в период подросткового детства, возрастные рамки которого определяются как 11-15 лет (разумеется, могут наблюдаться колебания в ту или в другую сторону). Главной доминантой психического развития ребенка в этот период является общение со сверстниками, которое происходит большее время в школах. Как не доминирует установки общности класса как единого организма, но общение по группам всегда превалирует. В школе, в среднем и старшем звене классы поделены на своеобразные группы.

Несовершеннолетнему невероятно важно быть частью одной из таких групп и играть в группе определенную роль, соответствующую особенностям его личности. На протяжении всего обучения в школе несовершеннолетний может переходить из одной группы в другую, его роль время от времени может меняться. Например, если мальчик в начальных классах был шутом и имел признание у одноклассников именно за эту свою черту, то к девятому классу его шуточки уже будут неинтересны окружающим, и ему придется искать какую-то другую роль, например, заслуживать уважение с помощью своего интеллекта.

Но бывают такие дети, которых по тем или иным причинам отказываются принимать в группы, и значит, они не могут занять в классе той ниши, какую хотели бы. Девочки, в основном мечтают быть первыми красавицами в классе, а окружающими воспринимается как изгой, находится в большой опасности с психологической точки зрения. Несовпадение желаемого с реальным может приводить к крайне плачевным последствиям. Именно такие дети чаще всего становятся самоубийцами. Но это, разумеется, лишь крайняя степень.

Следующей причиной, является способ обретения единомышленников, вследствие чрезмерного развитие несовершеннолетнего, которому не интересно проводить время со сверстниками, одноклассниками и он ищет подобных себе по духу и по интересам, так как, в школьной и дворовой среде, он не может реализоваться.

Одной из причин увлечения несовершеннолетними субкультурами, является отсутствие поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений несовершеннолетних, которые в дальнейшем, для реализации своих потребностей, примыкают в группы по интересам, являющихся той или иной субкультурой, его стремлению к самовыражению.

В результате неполучения признания и должного места ни в какой группе, несовершеннолетнему на помощь приходит субкультура. Выбор субкультуры зависит от личных предпочтений ребенка в музыке, в одежде и т.д., либо происходит в результате случайного знакомства с представителями субкультуры, иными словами, для ребенка субкультура – еще один шанс занять свое место под солнцем.
Как правило, в субкультурах нет жесткой градации по статусам. Здесь нет местных шутов, нет изгоев и т.д., как правило, есть более уважаемые представители, которые пришли в субкультуру раньше, и к их мнению всегда прислушиваются.

3. "Подводные камни" субкультур

Любая субкультура предполагает какие-либо отличительные признаки – одежду, прическу, аксессуары. Несовершеннолетний, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир, начинает активно интересоваться соответствующей музыкой и литературой.

Большинство несовершеннолетних, увлекаются субкультурами, только ради их внешних проявлений, эпатажа 
окружающих, не вникают в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении, даже те, кто верен своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

В каждой субкультуре, есть свои подводные камни и главная опасность этих камней– это попадание в криминально направленную субкультуру. Если несовершеннолетний попадает к скинхедам, неофашистам, в компании, где активно употребляют алкоголь или наркотики, это может иметь самые плачевные последствия.

Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.

Следующей опасностью, является попадание несовершеннолетнего в разные рода религиозные культы, мистические оккультные субкультуры. В мире огромное количество разных религиозных культов. Верят в Бога, в черта, в рай, в ад, в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Верят в колдовство, сглаз, парапсихологию, НЛО, астрологию. Верят в библию, Коран, тору, во все, что там написано, но более распространенный среди субкультур, культ "сатанисты", в которой преобладает утверждение, что человек – суть животное, и ничто животное ему не чуждо. Несовершеннолетний, следуя правилам субкультуры "Сатанисты", связанных с жертвоприношением начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Немногие, «поступившие» туда, могут вернуться, религиозное воздействие действует словно гипнозом на своих последователей. Пребывание несовершеннолетнего внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но вред личности несовершеннолетнего этот период, может нанести неизмеримый.

Заключение

Субкультуры, это неизбежность, это часть общества, это подростковая психология. Однозначно говорить о вреде или пользе субкультур нельзя, все зависит от самих субкультур, от того что несет в себе субкультура, если хорошее - хорошо, если нет - то нет.

Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. К любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка. В каждой субкультуре, всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять несовершеннолетний.

Молодежь всегда привлекает все новое, яркое и необычное, для них это способ выделиться из толпы, заявить о своей уникальности и индивидуальности, а для этого вовсе не обязательно понимать, какие именно символы ты на себя вешаешь. Положительный аспект в этом тоже есть - у большинства увлечение меняется или просто проходит, бывает, что человек просто перерастает свой искренний интерес. А оставшееся меньшинство - это те, кого действительно привлекала культура, а не красивая обертка.

Но тем, не менее, если вы заметили, что ваш ребенок примкнул к той или иной субкультуре, постарайтесь аккуратно выяснить об этом течении все, что сможете. Не делайте скоропалительных выводов, услышав обрывки рассказов знакомых. Расспросите самого ребенка об этой субкультуре, но обязательно без давления, просто ненавязчиво поинтересуйтесь, в чем суть этой субкультуры, спросите об истории зарождения. Если вы построите разговор правильно, ребенок сам вам все расскажет, но, если вы допустите хотя бы ноту неодобрения по отношению к субкультуре, ребенок закроется для вас навсегда. И только лишь в том случае, если вы поняли, что есть повод для опасений – ребенок связался с криминальной организацией или с сектой, - ваше активное вмешательство просто необходимо.

Будьте внимательны к вашему ребенку, и тогда все у вас будет замечательно.

23:15
12.46K
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.